История зарождения дзюдо в Японии.

Систему дзюдо основал профессор Дзигоро Кано, родившийся в японском городе Микаге в октябре 1860 года. В 1871-м вместе с родителями он переехал в Токио.

Тогда был непростой период в истории Страны Восходящего Солнца. В 1868-м году произошло восстановление власти императора, а три года спустя был издан указ, запрещающий самураям носить мечи, что привело к быстрой деградации всех боевых искусств. Школы джиу-джитсу, опиравшиеся на поддержку сильных кланов, постепенно стали утрачивать популярность. Дзигоро Кано заинтересовался джиу-джитсу в восемнадцатилетнем возрасте. Он не отличался большой физической силой и мощным телосложением, но осознавал, что в джиу-джитсу основное значение имеет правильное применение энергии, которая не зависит от силы и телосложения. Обучаясь в токийском Императорском университете, Дзигоро стал подыскивать себе подходящего учителя. Первым его тренером стал сэнсэй Тэйносуке Яги, вторым – сэнсэй Хатиносуке Фукуда. Позднее Дзигоро Кано ознакомился еще и с секретными техниками школ Кито Рю и Тэндзин Синьё Рю.

Долгие годы Кано с упорством и энтузиазмом продолжал изучать секреты различных школ, разрабатывая и совершенствуя собственную систему. Он побывал у многих известных учителей джиу-джитсу, а также изучал древние рукописи, созданные основателями школ боевых единоборств. Также Дзигоро изучал «Книгу перемен», а еще труды китайского философа Лао-Цзы.

Из-за революционных изменений, происходивших в истории Японии в тот период, измениться должны были и принципы джиу-джитсу.

В 1882-м году Кано Дзигоро основал в Токио (столице Японии) Институт Кодокан Дзюдо. Слог «ко» означает «занятия», «до» значит «путь», а частица «кан» означает «зал». Первый из залов Кодокан, вмещавший 12 татами, был расположен в храме Эйсе. В этом тренировочном зале Дзигоро начал преподавать ученикам разработанную им самим систему дзюдо.

«Дзю» означает «гибкий», а «до», как уже сообщалось – путь. Разработанная Кано система основывалась на принципе гибкости ума и тела, оптимального использования энергии. Дзюдо быстро стало приобретать популярность, и его основы было сформированы окончательно примерно к 1887-м году. Тогда у Института Кодокан Дзюдо было три главных задачи: образование в сфере физической культуры, подготовка участников к соревнованиям, а также воспитательная работа по развитию сознания. Боевое искусство дзюдо одновременно является и спортом, и системой физического, а также нравственного воспитания, основанной на научных принципах.

В 1889-м году создатель системы дзюдо побывал в Европе, а также Соединенных Штатах Америки. Впоследствии он еще восемь раз выезжал за границы Японии для преподавания дзюдо иностранцам. Лучшие из его учеников внесли колоссальный вклад в развитие дзюдо во многих государствах мира.

Знаменитыми лозунгами искусства Кодокан дзюдо стали «дзита-кёей» (взаимопомощь и взаимоуважение) и «сериёку-зенё» (т.е. максимальная эффективность). Занятия Кодокан дзюдо исходно были построены так, чтоб обеспечить безопасность ученикам любого возраста, чего не было в древнем искусстве джиу-джитсу. Дети могли начинать тренироваться с 9-ти лет, а продолжать заниматься могли и до 80-ти летнего возраста. Двери Института Кодокан дзюдо были открыты абсолютно для всех людей, вне зависимости от их общественного положения. Немало внимания уделялось развитию у учеников морально-нравственных качеств.

В 1900-м году была создана ассоциация обладателей данов (рангов) школы Кодокан. Духовные же концепции сформировались примерно к 1922-м году. В том же году было основано Общество Культуры Кодокан Дзюдо.

С технической точки зрения Д. Кано начал с того, что позаимствовал катамэ-вадза (технику удержаний и захватов) и атэми-вадза (технику ударов по болевым точкам) из школы Тэндзин Синьё, а также нагэ-вадза (то есть бросковую технику) из школы Кито. Техника подбиралась им в соответствии с научными принципами – с исключением того, что под них не подходило. Позднее добавилась новая техника, что положило начало существования системы, соответствующей требованиям той эпохи. Система была и методом морально-интеллектуального воспитания, и школой единоборств.

В 1909-м году система изменилась, а Кодокан стал федерацией. В том же году Кано Дзигоро стал первым жителем Японии, принятым в Международный олимпийский комитет. Двумя годами позже он учредил японскую спортивную ассоциацию, став ее первым президентом. Несколькими месяцами позднее им был создан факультет, готовивший инструкторов по дзюдо. Начав с V стокгольмской олимпиады, Кано посещал все Олимпийские игры, а также все заседания Международного олимпийского комитета, постепенно став одним из влиятельнейших организаторов международного спорта.

Профессор Дзигоро Кано смог получить хорошее педагогическое образование. В 22-х летнем возрасте он окончил обучение в Императорском университете города Токио и приступил к преподавательской работе в элитной школе Гякуссюин. В 1891-м году, совершив поездку по европейским образовательным центрам, он был назначен на должность советника Министерства образования. Потом он трудился учителем в Первой национальной старшей школе, а позднее стал преподавателем токийской школы подготовки учителей. В 1902-м году им была основана школа, где обучались по обмену китайцы, а в 1924-м году он стал обладателем звания почетного профессора расположенной в Токио школы подготовки учителей.

В 1938-м году в Каире на заседании Дзигоро Кано смог убедить других участников собрания в назначении местом проведения XII Олимпиады города Токио. В этом же году, в 78-летнем возрасте жизненный путь основателя дзюдо завершился – на борту судна «Хикава Мару» Дзигоро заболел пневмонией и скончался.

Только основателю дзюдо профессору Дзигоро Кано был присвоен 12-й дан в этой системе единоборств. В 1935-м году его также наградили премией Асахи за большой вклад в развитие спорта Японии. Суть разработанной Кано системы можно выразить следующими словами, принадлежащими Кано Сихану:

«Дзюдо - это методика наиболее эффективного использования физической, а также умственной энергии. Занятия дзюдо подразумевают не только физическое, но и духовное совершенствование людей в изучении техники самозащиты и верного представления о «пути». Именно в этом состоит абсолютная цель дзюдо - улучшить себя, чтоб принести пользу окружающему миру».

Любишь дзюдо? Поделись ссылкой: